Святитель Игнатий (Гозадини), митрополит Готфейский и Кефайский (1715–1786)

Родился в Греции на острове Фермия в знатном благочестивом роде Гозадини. С юных лет воспитывался на Афоне, где принял монашеский постриг.
В 1769 г. становится преемником преосвященного Гедеона, и возглавляет в Тавриде Готфейско-Кефайскую кафедру в сане митрополита. Инициатор переселения крымских христиан в Приазовье в 1779 году. По его благословению на берегу Азовского моря был заложен город Мариуполь. 3 февраля 1786 года после двухнедельной болезни владыка отошёл ко Господу. Похоронен в первом мариупольском храме – в соборе святого Харалампия.
В 1998 году был причислен к лику святых . День памяти — 3 (16) февраля.

Епископы Славянские и Херсонские

Указом императрицы Екатерины II от 7 сентября 1775 года Новороссия была объединена в новую Славянскую и Херсонскую епархию с кафедрой в Полтаве; в апреле 1784 года к ней была присоединена территория аннексированного Россией Крымского ханства, чьи земли вошли в состав указанной епархии.

Архиепископ Евгений (Булгарис) (на кафедре с 1 октября 1775 г. по август 1779 г.)

В миру Елевферий Булгарис, 1716-1806 — греческий ученый, просветитель. Родился на острове Корфу, в семье болгарского происхождения. Принял монашество. В Падуанском университете изучал иностранные языки, математику, в зрелом возрасте посещал Лейпцигский университет. Проповедовал в Венеции, учительствовал в разных городах, в том числе в Константинополе. Заслужил славу «первого педагога возрожденной Греции», так как его сочинения по основам веры, логике, математике были первыми учебниками в греческих училищах. Один из создателей новогреческого литературного языка. В 1767 — референдарий вселенского апостольского престола. Научными трудами привлек внимание Екатерины II, поручившей ему перевести с французского на новогреческий «Наказ комиссии о сочинении проекта нового уложения». Представив перевод, изъявил желание принять российское подданство. На протяжении четырех лет был личным библиотекарем Екатерины, в этой должности перевел на греческий язык «Энеиду» и «Георгики» Вергилия. С 1775 — архиепископ новоучрежденной Славянской и Херсонской кафедры. Преосвященный Евгений управлял епархией только 4 года, однако успел открыть там семинарию. С 1776 г. — почетный член Санкт-Петербургской Академии наук. В августе 1779 года согласно поданному прошению уволен на покой. Продолжал писать труды по богословию и педагогике. Проживал в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре. В 1787 году преосвященному Евгению разрешено было проживать в Санкт-Петербурге. С 1801 г. находился на покое в Александро-Невской лавре, и там скончался 27 мая 1806 года на 91-м году жизни. Погребен в Феодоровской церкви лавры.
Центр новообразованной Таврической губернии – Симферополь – получил свое название по предложению архиепископа Евгения.

Епископ Никифор (Феотоки) (на кафедре с 6 августа 1779 г. по 28 ноября 1786 г.)

В миру Николай Феотоки (1731—1800) — греческий и российский богослов и педагог. Родился на острове Корфу. Став известным проповедником, в 1776 году, по приглашению своего соотечественника Евгения Булгариса, архиепископа Славянского и Херсонского, прибыл в Россию. В конце 1786 года из Полтавы был перемещен в Астрахань, на должность архиепископа Астраханского и Ставропольского. В 1792 по состоянию здоровья оставил кафедру и стал настоятелем московского Данилова монастыря. Автор учебников по физике и математике, богословских трудов. Активно полемизировал с раскольниками.

Архиепископ Амвросий (Серебренников) (на кафедре с 28 ноября 1786 г. по 13 октября 1792 г.)

В миру Авраам Никитич Серебренников или Серебряков, родился в 1745 г. в семье дьячка Вятской епархии. В 1758 г. поступил в Вятскую семинарию, затем в Московскую духовную академию. Был учителем в Вятской семинарии, преподавал в Троицкой лаврской семинарии риторику, историю и французский язык. В конце 1775 года принял монашество и назначен префектом семинарии и учителем философии, позже переведен в Московскую Славяно-греко-латинскую академию на те же должности. В 1782 г. возведен в сан архимандрита Антониева монастыря в Новгороде и назначен ректором Новгородской семинарии. 26 декабря 1783 г. хиротонисан во епископа Олонецкого.
В ноябре 1786 г. возведен в сан архиепископа с назначением в Екатеринославль. С 22 декабря 1789 года — местоблюститель Молдо-Влахийской епархии. Скончался 13 октября 1792 года. Погребен в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре в усыпальнице главного храма.
Известен как ученый и выдающийся проповедник своего времени. Отличался необыкновенной любознательностью, энергией и в то же время кротостью и мягкостью характера. Пользовался большой любовью князя Потемкина, расположением Екатерины II, от которой получил алмазный крест на клобук. За участие в составлении тома академического словаря владыка Амвросий был избран членом Российской Академии. При жизни прославился строгим благочестием и подвижничеством, а после смерти — нетлением останков.

Епископ Иов (Потемкин) (на кафедре с 27 февраля по 10 мая 1793 г. , с 7 февраля 1812 г. по 28 марта 1823 г.),
в 1-й раз – временно управляющий, епископ Феодосийский

 

Митрополит Гавриил (Банулеско-Бодони) (на кафедре с 10 мая 1793 г. по 29 сентября 1799 г.)

В миру Григорий Григорьевич Банулеско-Бодони (1746, Бистрица, Бистриский уезд, Трансильвания — 30 марта (11 апреля) 1821, Кишинёв Бессарабской области) — епископ румынского происхождения Константинопольского Патриархата, впоследствии Российской Церкви; с 10 мая 1793 митрополит Екатеринославский и Херсоно-Таврический с местопребыванием в Полтаве; с 29 сентября 1799 Киевский и Галицкий; с 7 апреля 1801 член Святейшего Синода. Первый российский митрополит Кишинёвский и Хотинский (1813—1821).
В мае 1793 г. назначен на Екатеринославскую кафедру. Во время его управления Екатеринославской (Новороссийской) епархией, по его благословению, была основана Одесса; в 29 сентября 1799 года назначен на Киевскую кафедру. Член Святейшего Синода и кавалер ордена Андрея Первозванного. 21 августа 1803, согласно прошению, был уволен на покой с Киевской кафедры с местопребыванием в Одессе. В 1805 из Одессы переехал в Дубоссары, где прожил ещё четыре года на покое. В 1898 г. назначен экзархом Молдавии, Валахии и Бессарабии с местопребыванием в Яссах. В 1812, по заключении Бухарестского мира, переехал в Кишинёв, оставшийся в составе России. В августе 1813 была учреждена новая епархия — Кишинёвская и Хотинская; митрополит Гавриил был назначен первым правящим архиереем епархии. Его трудами в Кишинёве была открыта Православная Духовная Семинария. В 1818 году император Александр I впервые посетил Бессарабский край и встречался с митрополитом Гавриилом.
Скончался 30 марта 1821 г., погребён в Каприянском Успенском монастыре под Кишинёвом. На похоронах митрополита 1 апреля 1821 присутствовал А.С Пушкин, оставивший в связи с этим язвительные стихи.

Архиепископ Афанасий (Иванов) (на кафедре с 1 октября 1799 г. по 18 августа 1805 г.)

В миру Алексей Иванов, родился в 1746 г. в Москве в семье священника. Обучался в Славяно-Греко-Латинской академии. 13 мая 1777 г. пострижен в монашество с именем Афанасия. В 1782 году назначен настоятелем московского Покрова Пресвятой Богородицы монастыря в сане игумена. С 1786 года — ректор Славяно-Греко-Латинской академии с возведением в сан архимандрита московского Заиконоспасского монастыря. 12 ноября 1788 года хиротонисан во епископа Коломенского и Тульского; пребыл на кафедре неполных одиннадцать лет до 1799 года. 10 апреля 1799 года назначен епископом Воронежским и Черкасским. На кафедре пробыл недолго — по приезде в Воронеж он уволил всех членов консистории и их жалоба послужила причиной его перевода в другую епархию.
С 1 октября 1799 года переведён на Екатеринославскую (тогда именовавшуюся Новороссийской) кафедру. 15 сентября 1801 года возведён в сан архиепископа. 1803 году перенёс епископскую кафедру из малолюдного Новомиргорода в строящийся Екатеринослав. Был награждён орденом Святой Анны 1-й степени.
Скончался 18 августа 1805 года в Пятигорске, в день назначения на Астраханскую кафедру. Похоронен в усыпальнице главного собора Самарского Пустынно-Николаевского монастыря в Новомосковске.
Приобрёл широкую известность как проповедник, переводил труды Авла Гелия и Тертуллиана. По его инициативе составлена и издана в 1788 году греческая грамматика.

Архиепископ Платон (Любарский) (на кафедре с 18 августа 1805 г. по 20 октября 1811 г.)

В миру Петр Иванович Любарский, родился в 1738 г. в Черниговской губернии в семье священника. Воспитанник Киевской духовной академии, ректор Казанской семинарии, епископ Тамбовский, потом Астраханский. Писатель, составил «Сборник древностей Казанской епархии», печатался в «Русской старине», «Чтениях Московского общества древностей» и пр.
18 августа 1805 г. назначен архиепископом Екатеринославским, Херсонским и Таврическим. Скончался 20 октября 1811 года в Екатеринославе. Погребен в Самарском Пустынно-Николаевском монастыре в Николаевской церкви.

Архиепископ Феофил (Татарский) (на кафедре с 19 мая 1823 г. по 16 октября 1827 г.)

В миру Феодор Татарский. Родился 21 января 1767 г. в слободе Двуречной Купянского уезда Курской губернии в семье священника. 23 марта 1819 г. хиротонисан в Москве во епископа Оренбургского с титулом Уфимский и Оренбургский. 25 мая того же года прибыл в Уфу. С 19 мая 1823 г. перемещен был на Екатеринославскую кафедру; 22 августа 1826 г. возведен в сан архиепископа, а в 1827 г. по прошению уволен на покой в харьковский Преображенский Куряжский монастырь, где скончался 14 ноября 1830 г.

Архиепископ Онисифор (Боровик) (на кафедре с 28 ноября 1827г. по 20 апреля 1828г.)

В миру Онисим Боровик, родился в 1769 г. в Могилевской губернии в семье духовного сословия. По окончании образования в 1788 г. рукоположен во священника, в 1789 г. поступил в армейское духовенство. С 1808 по 1813 гг. — старший благочинный в армии. С 1792 г. по 1813 участвовал в разных походах и сражениях. Находился при Аустерлицком сражении, а в 1813 г., состоя при Молдавской армии, был духовником в последние минуты жизни Кутузова. Это обстоятельство было причиной личной и близкой известности о. Онисима императору Александру I. Пострижен в монашество с именем Онисифор, 22 февраля 1814 г. хиротонисан в епископа Вологодского и Устюжского.
28 ноября 1827 г. он переведен на Екатеринославскую кафедру, а 24 декабря того же года возведен в сан архиепископа. умер 20 апреля 1828 г., в Екатеринославе, похоронен в Екатеринославском Самарском Пустынно-Николаевском монастыре. По отзывам современников, хорошо знавших архиепископа, он был необыкновенно духовной, высоко благочестивой и строго подвижнической жизни, отличался добротой, доступностью и благотворительностью.

Епископы Феодосийские и Мариупольские (1787-1799)

Готфийская епархия продолжала существовать в составе Славянской вплоть до 1786 года, после чего до 1799 года ей преемствовало Феодосийское викариатство. 7 марта 1787 года Высочайшим повелением императрицы указывалось «быть в той епархии (Екатеринославской) викарию с именованием его епископом Феодосийским и Мариупольским».

Епископ Дорофей (Возмуйлов) (на кафедре со 2 мая 1787 г. по 10 сентября 1790 г.)

По происхождению грек, родился в 1733 году. В 1777 г. был назначен архимандритом Цареконстантиновского монастыря владимирской епархии, а через два года перешел в нежинский греческий Назарет-Богородицкий монастырь Черниговской епархии. 2 мая 1787 г. хиротонисан в епископа Феодосийского; к пастве его причислены были все проживавшие в Мариуполе и Таврической области греки. 10 октября 1790 года епископ Дорофей скончался.

Епископ Моисей (Гумилевский) (на кафедре с 5 июня 1791 г. по 5 октября 1792 г.)

В миру Михаил Гумилевский, родился в 1747 г. До епископской хиротонии исполнял должность флотского обер-иеромонаха. В 1790 году архиерейский дом был перенесён в г. Старый Крым. Причиной тому послужила ветхость и дороговизна содержания архиерейского дома в Феодосии во дворце Екатерины II. Все викарии после владыки Моисея проживали в Старом Крыму, продолжая служить в феодосийской Введенской церкви.
В бытность свою еще игуменом Московского Знаменского монастыря, перевел с греческого языка творения преподобного Макария Египетского, Дионисия Ареопагита, Гомера. В его судьбе непосредственное участие принимал Г.А.Потемкин, светлейший князь Таврический. После скоропостижной смерти Потемкина в ноябре 1791 г. на епископа Моисея усиливается давление и оскорбления со стороны врагов светлейшего. Преосвященный Моисей тяжело переживает эти обвинения. К мукам душевным прибавляются физические – Владыку мучают все чаще и чаще геморроидальные припадки. Все это подрывает разум Моисея, и 5 октября 1792 г. он кончает жизнь самоубийством. Такова самая распространенная версия смерти владыки, однако на протяжении долгого времени после его кончины ходили слухи об убийстве архиерея либо иноверцами, либо домашними Моисея. По сей день остаются загадкой обстоятельства и причины смерти епископа Моисея.

Епископ Иов (Потемкин) (на кафедре с 27 февраля 1793 г. по 13 мая 1796 г.)

Родился в 1752 г. Будучи из родственников светлейшего князя Потёмкина, будущий владыка выбирает военную карьеру, но в 1779 г. постригается в монахи в Молдавии, а 27 февраля 1793 года рукоположен во епископа Феодосийского и Мариупольского, викария Екатеринославской епархии. На этом посту он пребывал до мая 1796 года.
В январе 1794 года Указом Святейшего Синода епископу Феодосийскому Иову были подчинены полуостров Фанагория (Тамань) и священники и приходы Войска верных казаков Черноморских. В мае 1796 года Владыка Иов получает сан архиепископа и перемещается на Минскую кафедру, а с 1812 до самой кончины в 1823 году преосвященнейший Иов окормляет Екатеринославскую епархию, в состав которой тогда входил и Крым.

Епископ Гервасий (Линцевский) (на кафедре с 29 мая 1796 г. по 7 января 1798 г.)

Архиерейство Владыки Гервасия продолжалось чуть больше семи месяцев. 24 мая 1737 г. он из архимандритов Новгородского Юрьева монастыря был рукоположен в епископы, а 8 января 1798 года скончался, не успев проявить себя на архиерейской кафедре.

Епископ Христофор (Сулима) (на кафедре с 18 апреля 1798 г. по 16 октября 1799 г.)

Родился около 1750 г., грек, происходил из дворянского рода, отец его был полковником Переяславского полка. Сам будущий архиерей служил некоторое время офицером в гусарах, затем поступил в монастырь. Учился в Киевской духовной академии. Принял монашеский постриг (1765 г.). На протяжении четырех лет возглавлял Черниговскую семинарию, одновременно являясь настоятелем Елецкого монастыря. 18 апреля 1798 года хиротонисан во епископа Феодосийского и Мариупольского, викария Екатеринославской епархии. 16 октября 1799 года по упразднению Феодосийского викариатства переведен во вновь учрежденную Слободско-Украинскую и Харьковскую епархию. Таким образом, последний епископ феодосийский стал первым харьковским архиереем. 6 февраля 1813 года по болезни уволен на покой в Старо-Харьковский монастырь, где и скончался 18 мая 1813 года.

Епископы Херсонские и Таврические

Отдельная Херсонская епархия была учреждена 9 мая 1837 года, будучи выделена из Екатеринославской (бывшей Славянской); кафедра — в Одессе, включала Херсонскую и Таврическую губернии; правящим архиереем был назначен бывший Екатеринославский Гавриил (Розанов). 16 ноября 1859 года из Херсонской была выделена Таврическая епархия.

Архиепископ Гавриил (Розанов) (на кафедре с 9 мая 1837 г. по 1 марта 1848 г.)

В миру Василий Федорович Розанов; 26 января 1781 Тверская губерния — 8 сентября 1858 Желтиков монастырь Тверской епархии. Историк и археолог; первый историограф Екатеринослава и Новороссии. Одни из основных его трудов: «Историко-хронологическое описание церквей епархии Одесской и Таврической» (Одесса, 1848); «Очерк повествования о Новороссийском крае» (в «Записках Одесского Общества Истории и Древностей»).
Учился в Костромской, а потом Троицкой (Троице-Сергиева лавра) семинариях; его товарищем по последней был Василий Дроздов (впоследствии митрополит Московский Филарет). 15 октября 1811 года принял постриг; назначен префектом Вологодской семинарии; 24 октября возведён в сан архимандрита Спасо-Каменного монастыря.
С 11 сентября 1814 года состоял в должности ректора Вологодской семинарии и настоятеля Спасо-Прилуцкого монастыря. С 1820 года — настоятель ярославского Толгского монастыря и ректор семинарии. 18 сентября 1821 года хиротонисан во епископа Орловского; 22 мая 1828 года переведён в Екатеринославскую епархию. 31 декабря 1832 года возведён в сан архиепископа.
С 9 мая 1837 года управлял новообразованной Херсонской и Таврической епархией. В октябре 1838 года открыл Херсонскую духовную семинарию (впоследствии Одесская).
1 марта 1848 года был переведён в Тверь. 15 февраля 1857 году года уволен на покой с правом управления Калязиным монастырём; 18 марта 1858 года переведён в тверской Жёлтиков монастырь. Скончался 8 сентября 1858 года; погребён в соборной церкви Жёлтикова монастыря.

Архиепископ Иннокентий (Борисов) (на кафедре с 1 марта 1848 г. по 26 мая 1857 г.)

В миру Иван Алексеевич Борисов (15 (27) декабря 1800, Елец Орловской губернии — 26 мая (7 июня) 1857, Одесса); с 24 февраля 1848 года архиепископ Херсонский и Таврический. Родился в семье священника. Окончил Воронежское уездное училище, Орловскую духовную семинарию (1819), Киевскую духовную академию со степенью магистра (1823). Ещё во время учёбы в академии проявил себя талантливым проповедником. Доктор богословия (1829). Член Российской академии (1836). Член Святейшего Синода с 26 августа 1856 года. Знаменитый проповедник.
По его инициативе были возрождены многие крымские монастыри. Во время Крымской войны архиепископ Иннокентий проявил большое мужество, несмотря на опасность, посещая места боёв (в том числе в Севастополе, где под обстрелом ездил на буксире по бухте), часто находился под огнём противника, совершая богослужения в походных храмах, воодушевляя солдат своими проповедями и утешая умирающих. После окончания войны он совершил объезд епархии, проводил богослужения в городах, подвергшихся разрушениям, находил средства для восстановления повреждённых в результате военных действий храмов. Во время поездки заболел, был вынужден вернуться в Одессу, где и скончался.
В 1997 году причислен к лику святых.

Архиепископ Димитрий (Муретов) (на кафедре с 11 июня 1857 г. по 2 октября 1874 г.)

В миру Климент Иванович Муретов (11 (23) февраля 1811, село Лучинск, Рязанская губерния — 14 (26) ноября 1883, Одесса).
Родился в семье диакона. В 1820 году поступил в Сапожковское духовное училище. После его окончания обучался в Рязанской семинарии, в 1831 году поступил в Киевскую духовную академию. В период обучения 11 сентября 1834 года принял монашеский постриг с именем Димитрий. 27 октября того же года был рукоположен во иеродиакона, а 24 июля 1835 года — во иеромонаха.
7 октября 1835 года после защиты диссертации получил степень магистра богословия и был оставлен в академии на кафедре Священного Писания и герменевтики. В 1837 году получил звание профессора богословия. В 1838 году был назначен инспектором академии. 25 марта 1838 года иеромонах Димитрий был возведён в сан архимандрита и назначен настоятелем Выдубицкого монастыря. В 1841 году назначен ректором Киевской духовной академии.
4 марта 1851 года архимандрит Димитрий был хиротонисан во епископа Тульского. 11 июня 1857 года переведён на Херсонскую кафедру. 3 апреля 1860 года возведен в сан архиепископа. С 1874 года архиепископ Ярославский. С 1876 года — архиепископ Волынский. В 1882 году возвращён на Херсонскую и Одесскую кафедру. Скончался в Одессе 14 ноября 1883 года.

Епископы Таврические

Высочайшей резолюцией от 16 ноября 1859 года, по ходатайству жителей Крыма, на территории полуострова была учреждена самостоятельная Таврическая епархия, будучи выделена из состава Херсонской.

Архиепископ Елпидифор (Бенедиктов) (на кафедре с 7 января по 25 мая 1860 г.)

В миру Алексей Иванович Бенедиктов (1800, Пошехонский уезд — 31 мая (12 июня) 1860, Санкт-Петербург), архиепископ Таврический; преподаватель и ректор духовных семинарий, настоятель монастырей. Родился в селе Григорьевске Пошехонского уезда Ярославской губернии в семье священника. 7 января 1860 года назначен в Таврическую епархию с возведением в сан архиепископа, но вследствие болезни поехать в епархию не смог. 25 мая 1860 года уволен на покой по прошению. Скончался 31 мая 1860 года. Погребён в Александро-Невской лавре в Феодоровской церкви у правого клироса. Характеризовался как человек просвещённый, высокообразованный, замечательный проповедник, обладавший ораторским талантом, добрый архипастырь, человек скромный, тихий и правдивый. По предложению обер-прокурора графа Н. А. Протасова он составил «Герменевтику» для семинарского курса.

Епископ Алексий (Ржаницын) (на кафедре с 29 августа 1860 г. по 28 августа 1867 г.)

В миру Руфин Иванович Ржаницын, (1813—1877) — богослов и проповедник, магистр Московской духовной академии, с 1847 по 1853 год — ее ректор. Был епископом Дмитровским, Тульским, Таврическим, архиепископом Рязанским и Тверским. Труды его напечатаны в «Прибавлениях к Творениям св. отцов» (1847—1853). В течение семи лет возглавлял Таврическую епархию. При нем было создано свыше ста новых приходов, значительно активизировали свою деятельность монастыри. За усердные труды в таври в апреле 1866 г. был награжден орденом святого Владимира 2-й степени.

Архиепископ Гурий (Карпов) (на кафедре с 28 ноября 1867 г. по 17 марта 1882 г.)

Архиепископ Таврический и Симферопольский Гурий (в миру Григорий Платонович Карпов, 1818–1882) 14 лет возглавлял Таврическую кафедру, значительно упрочил позиции Православия в Крыму, вел активную работу по укреплению действующих и созданию новых приходов. Владыка Гурий много сделал для епархии: изыскал средства на строительство Духовной семинарии, Консистории, мужского Духовного училища, ходатайствовал перед Синодом о выдаче средств на реконструкцию Александро-Невского собора, жертвовал средства на развитие монастырей, основал в Симферополе Таврический Архиерейский Дом. При нём была открыта Таврическая духовная семинария, начал издаваться журнал «Таврические епархиальные ведомости». Блаженная кончина Святителя произошла 17 марта 1882 году. Его честное тело было погребено в склепе Александро-Невского собора. Перед самым уничтожением собора в 1929 году мощи архиепископа Гурия и ещё четырёх священников удалось перенести на городское кладбище к церкви Всех Святых. Очевидцы этого события засвидетельствовали, что спустя 47 лет после погребения тело святителя оставалось нетленным, сохранилось даже облачение. Прихожане в поминальных записках так и писали: «нетленнопочивающего архиепископа Гурия». Во время второго перезахоронения останков святителя в середине XX века обнаружилось их нетление и произошло чудо: из случайно поврежденной при перенесении гроба руки Владыки истекла кровь. Зафиксировано множество исцелений по молитвенному предстательству святителя.
18 мая 2008 г. Священный Синод Украинской Православной Церкви принял решение о причислении архиепископа Гурия (Карпова) к лику местночтимых святых с установлением дня памяти 17/30 марта, а 23 августа 2008 г. состоялось торжественное прославление святителя Гурия в лике святых. Честные мощи святителя Гурия покоятся в кафедральном Петро-Павловском соборе г. Симферополя.

Епископ Гермоген (Добронравин) (на кафедре с 24 апреля 1882 г. по 9 марта 1885 г.)

В миру Константин Петрович Добронравин (1820-1893) — духовный писатель, магистр Петербургской духовной академии. Был епископом Таврическим, затем Псковским и Порховским. В Таврической епархии при нем была реорганизована деятельность духовной консистории. Его книга «Таврическая епархия» (Псков, 1887) до сих пор является ценным источником для историков и краеведов.

Архиепископ Алексий (Лавров-Платонов) (на кафедре с 9 марта по 11 мая 1885 г.)

В миру Александр Фёдорович Лавров-Платонов; 1829 —10 ноября 1890 — архиепископ Литовский и Виленский (с 1885 года), богослов. Архиепископ Алексий приобрел всеобщую известность своей ученостью и глубоким знанием канонического права. Его труды всегда отличались глубокой обоснованностью. Не искал славы и популярности, старался скрыть свое имя при издании своих трудов.
Замечательные духовно-нравственные качества архиепископа Алексия снискали ему любовь и уважение среди окружающих. Отличался кротостью нрава, ласковостью, доступностью, честностью и спокойствием в исполнении своих архипастырских обязанностей. Особенностью архиепископа Алексия было то, что он никогда не говорил поучений с церковной кафедры и никогда не фотографировался.

Архиепископ Мартиниан (Муратовский) (на кафедре с 11 мая 1885г. по 19 января 1897г.)

В миру Муратовский Михаил Семенович (1820 — 1898), родился в 1820 году в с. Муратовке Свияжского уезда Казанской губернии в семье причетника. С 11 мая 1885 года — епископ Таврический и Симферопольский. 14 мая 1896 года возведен в сан архиепископа. С 19 января 1897 года уволен на покой с местожительством в Херсонесском монастыре. Скончался 5 июля 1898 года в Симферополе. Похоронен в нижнем храме Свято-Владимирского собора в Херсонесе, в правом боковом приделе св. Мартиниана. Перевел на корейский и гольдский языки Евангелие, избранные псалмы, литургию и Священную историю.

Епископ Михаил (Грибановский) (на кафедре с 19 января 1897 г. по 19 августа 1898 г.)

(В миру Михаил Михайлович Грибановский; 14 (2) ноября 1856, город Елатьма Тамбовской губернии — 31 (19) августа 1898, Крым); с 19 января 1897 года епископ Таврический и Симферопольский. Богослов. Был глубоким знатоком Священного Писания и русской и зарубежной классической литературы (особенно любил труды Ф. М. Достоевского). Увлекался астрономией. Предметом его научных трудов была философия, в том числе Гераклита и Иммануила Канта. Наиболее известная работа епископа Михаила — «Над Евангелием» — представляет собой сборник эссе на библейские темы, содержащие образные пастырские размышления о смысле жизни, о вере, о «творчестве добра в себе и других». Будучи архиереем, открывал церковно-приходские школы и вечерние курсы для взрослых, поощрял внебогослужебные собеседования, создавал приходские братства, организовал выпуск журнала «Таврические епархиальные ведомости». Был похоронен в левом приделе кафедрального Александровского собора в Симферополе. После разрушения храма в 1930 был перезахоронен у храма Всех Святых. Рассказ А.П. Чехова «Архиерей» (1902) навеян образом епископа Михаила.

Архиепископ Николай (Зиоров) (на кафедре с 4 сентября 1898 г. по 26 марта 1905 г.)

(В миру Михаил Захарович Зиоров; 21 мая 1851, Новомиргород, Херсонской губернии — 20 декабря 1915, Петроград) — с апреля 1908 года архиепископ Варшавский и Привисленский. Член Государственного Совета Российской империи. С 8 апреля 1905 по 1908 год был на покое в одном из монастырей Таврической епархии. В 1912 году переизбран в члены Государственного Совета от монашества и белого духовенства.

Епископ Алексий (Молчанов) (на кафедре с 26 марта 1905 г. по 5 ноября 1910 г.)

В миру Алексей Васильевич Молчанов; 5 октября 1853, Сарапульский уезд, Вятская губерния — 20 мая 1914, Грузия — духовный писатель, проповедник, автор статей по богословским вопросам. Известен тем, что прекратил дело по обвинению Григория Распутина в хлыстовстве. Пребывая на Таврической кафедре, способствовал умиротворению края в 1905 и 1906 гг. После издания манифеста 17 октября епископ Алексий произнес проповедь, в которой предостерегал, чтобы дарованные свободы не повлекли «свободу от совести».

Епископ Феофан (Быстров) (на кафедре с 19 ноября 1910 г. по 25 июня 1912 г.)

В миру Василий Дмитриевич Быстров; 31 декабря 1872 (12 января 1873), с. Подмошье, Лужский уезд Новгородская губерния — 19 февраля 1940, Франция. В 1900-х состоял на должностях инспектора, затем ректора Санкт-Петербургской духовной академии, по некоторым сведениям, был неофициальным духовником царской семьи. Имел репутацию духовного подвижника безупречной жизни. По мнению ряда современников, в частности Н.Д. Жевахова, сыграл решающую роль в переезде Г. Е. Распутина в Санкт-Петербург и стяжании им первоначальной популярности. С 19 декабря 1910 г. — епископ Таврический и Симферопольский. С этого же года — почетный член СПБ духовной академии.
С 25 июня 1912 года — епископ Астраханский. Причиной перевода послужило убеждение епископа Феофана, что Григорий Распутин должен быть удален от царского двора. С 8 марта 1913 года — епископ Полтавский и Переяславский. В конце 1918 года возведен в сан архиепископа.
В 1920 в связи с наступлением Красной Армии эвакуировался в Крым. 22 марта (ст. ст.) 1920 вместе с епископом Вениамином (Федченковым) поддержал избрание Петра Врангеля Главнокомандующим Вооружёнными силами Юга России. В ноябре 1920 эмигрировал в Константинополь, затем в Сербию. В 1925 переехал в Болгарию. Был членом Заграничного Синода до 1926, когда разорвал с последним общение по идейно-богословским мотивам. В 1931 переехал во Францию, где жил жизнью затворника в пещере, известной как пещера Трёх Лисиц, в местечке Лимерэ в долине Луары. Скончался 6 (19) февраля 1940 года; погребён на общественном кладбище на окраине Лимерэ. На похороны его никто из известных епископов не приехал, а митрополит Евлогий (Георгиевский) прислал телеграмму, в которой повелел хоронить архиепископа как простого инока. Но похоронили его всё же в архиерейском облачении.

Архиепископ Димитрий (Абашидзе) (на кафедре с 25 июня 1912 г. – ок. 1921 г.)

(В миру князь Давид Ильич Абашидзе, в схиме Антоний, 12 октября 1867–1 ноября 1942) — с 1912 г. — епископ Таврический и Симферопольский. С начала Первой мировой войны служил священником Черноморской эскадры. В 1915 году возвратился на свою епископскую кафедру. Член Поместного Собора 1917–1918 г.г. Принимал участие в работе Временного Высшего Церковного управления на Юге России. Последние годы провел в Киево-Печерской Лавре. Похоронен у входа в Ближние пещеры. В настоящее время готовится его канонизация.

Епископ Севастопольский, викарий Таврической епархии Вениамин (Федченков) (на кафедре с 1919 г. по 1921 г.)

Родился 2/15 сентября (по другим данным, 12 сентября) 1880 г. в Кирсановском уезде Тамбовской губернии в крестьянской семье. Закончил Тамбовскую духовную семинарию (1903) и Санкт-Петербургскую духовную академию (СПбДА) (1907). В 1907 г. принял монашество с именем Вениамин. 10 декабря 1907 г. рукоположен во иеромонаха. Профессорский стипендиат на кафедре библейской истории СПбДА (1907-1908). В 1910-1911 г. — личный секретарь архиепископа Финляндского Сергия (Страгородского) (будущего Патриарха Московского и всея Руси). С декабря 1911 г. — ректор Таврической духовной семинарии, затем ректор Тверской семинарии (1913-1917). Член Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. В 1917-1919 гг. — снова ректор Таврической духовной семинарии. Епископ Севастопольский, викарий Таврической епархии (1919-1921). Епископ армии и флота на юге России (1919-1920). Эвакуировался в Константинополь, затем в Югославию. Основал монастырь Петковице в г. Шабац (Сербия) (1922). Викарный архиерей в Карпатской Руси (Чехословакия) (1923-1924). В 1923 г. принимал участие в работе первого организационного съезда Русского студенческого христианского движения (РСХД) в мест. Пшеров (Чехословакия). Профессор и инспектор Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже (1925-1927 и 1929-1931). Преподавал в Институте пастырское богословие, литургику, сектоведение, славянский язык и Священное Писание Ветхого Завета. До 1933 г. служил в храме Трехсвятительского подворья в Париже, в течение короткого времени (1932-1933) был его настоятелем. Архиепископ Алеутский и Северо-Американский (1933), экзарх Московского Патриархата в Северной Америке (1934-1947). Вернувшись в Россию (1947), занимал кафедры в Риге (с 1947), Ростове на Дону (1951-1955) и Саратове (1955-1958). Скончался 4 октября 1961 г. на покое в Псково-Печерском монастыре.

Священномученик Никодим (Кротков) (на кафедре с 1921 г. по 1924 г.)

В миру Николай Васильевич Кротков; (29 ноября 1868, село Погрешино Середского уезда Костромской губернии — 21 августа 1938, Ярославль). Родился в бедной семье сельского священника. После смерти малолетнего ребёнка, а затем жены поступил в духовную академию, избрав монашеский путь. Окончил Костромскую духовную семинарию (1889 год), Киевскую духовную академию (1900 год) со степенью кандидата богословия. С 1889 года — учитель приходской школы в с. Олешь. С 25 февраля 1890 года — священник Петропавловской церкви с. Тезино Кинешемского уезда. В 1899 году был пострижен в монашество и возведён в сан иеродиакона и иеромонаха. С 1900 года — смотритель Владикавказского духовного училища. С 1902 года — архимандрит, ректор Александровской Ардонской миссионерской семинарии (в Осетии). С 1905 года — ректор Псковской духовной семинарии. С 11 ноября 1907 года — епископ Аккерманский, викарий Кишиневской епархии.
С 16 ноября 1911 года — епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии, настоятель Михайловского Златоверхого монастыря. Придерживался правых политических взглядов. В феврале 1917 года вместе с другими правыми киевскими священнослужителями обратился к царю с просьбой распустить Государственную думу. После Февральской революции был выслан в Саратов, но по настоятельному ходатайству светских и церковных деятелей Киева через три месяца был возвращен на прежнее место.
В 1918 году был арестован сторонниками Симона Петлюры и девять месяцев провел в плену: сначала в Галиции, затем в Польше — вместе с митрополитом Антонием (Храповицким) и архиепископом Евлогием (Георгиевским).
В 1919 году назначен Патриархом Тихоном архиепископом Таврическим и Симферопольским. Перешёл линию фронта и в июне 1920 года прибыл в Крым. Дважды мог покинуть Россию при эвакуации белых войск (из Киева и из Крыма), но оба раза принимал решение остаться со своей паствой. Официально вступил в управление епархией в 1921 году.
В 1922 году был арестован по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей, приговорён к восьми годам лишения свободы. Заболел тифом и находился в тюремной больнице, в 1923 году был освобождён по амнистии и переехал в Москву. Там был снова арестован и выслан в Туркестанский край (в Красноводск) сроком на два года. В 1926 году был освобождён из ссылки, но вскоре вновь арестован и вновь отправлен в Туркестан. После освобождения из ссылки в 1929 г. был лишён права проживать в крупных городах и на Украине. Поселился в Вичуге (в бывшем селе Тезино, где начинал свой путь священника).
С 10 июля 1932 года — архиепископ Костромской и Галичский. В ночь на 4 декабря 1936 года был арестован и приговорён к высылке в Красноярский край сроком на 5 лет. По состоянию здоровья не был отправлен в ссылку. Оставлен в тюрьме, где ему было предъявлено новое обвинение в проведении контрреволюционной деятельности. Был подвергнут новым ночным допросам, которые окончательно подорвали его здоровье. Скончался в ярославской тюремной больнице.
Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Епископ Александр (Раевский) (на кафедре с 1924 г. по 19 марта 1928 г.) временно управляющий, епископ Керченский

В миру Александр Семенович Раевский, 13.02.1868-03.12.1937. Родился в Екатеринославской губернии в семье священника. Окончил духовную семинарию в 1888 г. В 1923 г. хиротонисан в епископа Севастопольского, викария Таврической епархии. В том же году уклонился в обновленчество, занимал обновленческую Таврическую кафедру. В 1924 г. принес покаяние, был принят в лоно Русской Православной Церкви и назначен епископом Керченским. В 1924-1928 гг. являлся временно управляющим Таврической епархией. В 1937 г., будучи на Могилевской кафедре, был арестован по обвинению в принадлежности к «контрреволюционной повстанческой организации». 31.10.1937 г. Особой тройкой НКВД БССР приговорен к расстрелу, приговор приведен в исполнение.

Священномученик Александр (Трапицын) (на кафедре с 1928 г. по август 1928 г.)

(В миру Александр Иванович Трапицын) (29 августа 1862, село Волма Вятской губернии — 14 января 1938, Самара). Родился в семье священника. Окончил Вятское духовном училище, Вятскую духовную семинарию, Казанскую духовную академию (1888) со степенью кандидата богословия. Очень интересовался философией и философскими предметами.
Был участником Всероссийского Церковного Собора 1917—1918 в Москве, являлся членом церковно-правовой комиссии и комиссии по делам монастырей. Выступал за строгое соблюдение канонов, в связи с чем вступил в конфликт со сторонниками церковного «обновления». В 1921 был вынужден уйти за штат. В 1923 году власти арестовали епископа Александра; он был обвинен «в связи с монашеством и агитации» и осужден на шесть месяцев принудительных работ в концлагере. По возвращении из заключения преосвященный Александр получил назначение на кафедру в Симбирск, а затем был назначен епископом Симферопольским и Крымским и на этой кафедре прослужил девять месяцев.
В 1928 году епископ Александр был возведен в сан архиепископа и назначен на Самарскую кафедру. В 1933 против него было возбуждено уголовное дело по обвинению в антисоветской деятельности. 29 октября 1933 Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило его к трём годам ссылки на Урал в Екатеринбургскую область. В феврале-июле 1935 — архиепископ Пугачёвский. Вернувшись из ссылки, поселился в Ульяновске. В 1936 переехал в Самару, где служил по благословению правящего архиерея в Петропавловском храме.
30 ноября 1937 был арестован вместе с 26 священнослужителями и мирянами. Был обвинён в том, что «объединил в Куйбышеве всех безместных попов, главным образом прибывших из ссылок. Этим попам создавал авторитет среди верующих… „страдальцев за веру“, что использовалось для антисоветской повстанческой и контрреволюционной фашистской агитации. Сам лично вел погромно-повстанческую агитацию…» Виновным себя не признал. 21 декабря 1937 его приговорили к расстрелу и затем расстреляли. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Архиепископ Дионисий (Прозоровский) (на кафедре с 29 ноября 1928 г. по 25 июня 1930 г.) временно управляющий, епископ Феодосийский

В миру Прозоровский Дмитрий Дмитриевич (9.08.1870, слобода Сок-Кармала Бугурусланского уезда Самарской губ., ныне с. Северное Оренбургской обл. — 23-25.10.1937, Томск). Из многодетной семьи священника. Архиепископ Ростовский-на-Дону. С 1912 по 1916 годы — епископ Петровский, викарий Саратовской епархии. 29 ноября 1928 г. назначен архиепископом Феодосийским, викарием и, видимо, временным управляющим Крымской епархией. С января 1929 г. жил в Феодосии.
25 июня 1930 г. назначен архиепископом Иркутским. В феврале 1933 г. арестован вместе с 11 иркутскими священнослужителями по обвинению в «организованной контрреволюционной деятельности среди верующих масс». 16 июня в связи с арестом освобожден от управления епархией и уволен на покой. 22 августа особое совещание при Коллегии ОГПУ, рассмотрев составленное в Постоянном представительстве ОГПУ в Восточно-Сибирском крае следственное дело, вынесло решение об освобождении Дионисия и др. арестованных, зачтя им в наказание предварительное заключение. По некоторым данным, в сентябре был назначен на Минусинскую кафедру, но в должность, очевидно, не вступил, т. к. до декабря того же года проживал в Иркутске. С января 1934 г. архиепископ Ачинский, с мая того же года архиепископ Уфимский.
В январе 1936 г. назначен архиепископом Ростовским и Азовским. 15 марта 1936 г. был арестован органами УНКВД Азово-Черноморского края по обвинению в «активной контрреволюционной агитации и пропаганде». 16 июля того же года Специальной судебной коллегией Азово-Черноморского краевого суда приговорен к 3 годам заключения. Отбывал срок в тюрьме г. Новочеркасска, с марта 1937 г. — в лагере для инвалидов под Томском.
26 августа того же года арестован, помещен в тюрьму г. Томска. Обвинялся в том, что как член «кадетско-монархической повстанческой организации «Союз спасения России»» по заданию митрополита Сергия «активно готовился к вооруженному восстанию», «вел контрреволюционную агитацию» среди заключенных. 13 октября Особой тройкой УНКВД по Новосибирской обл. приговорен к расстрелу. Согласно документам, казнь состоялась между 23 и 25 октября 1937 г.

Архиепископ Арсений (Смоленец) (на кафедре с 25 июня 1930 г. по 11 августа 1931 г.)

В миру Смоленец Александр Владиславович (21.07.1873, Варшава — 19.02.1937, Таганрог) происходил из польской интеллигентной семьи. В молодые годы перешел в Православие.
Окончил варшавскую гимназию, затем юридический факультет Варшавского ун-та со степенью канд. права (1896). По окончании ун-та назначен младшим кандидатом на судебные должности при Тверском окружном суде. В 1897 г. по собственному прошению переведен на родину.
В 1899 г. поступил вольнослушателем в Казанскую Духовную Академию, в 1900 г. зачислен студентом, окончил со степенью кандидата богословия в 1902 г. 23 марта того же года принял монашеский постриг. 18 сент. 1902 г. назначен преподавателем Свящ. истории и помощником смотрителя Клеванского ДУ. В 1903 г. переведен инспектором в Киевскую ДС и включен в состав братии Киево-Печерской лавры в качестве соборного иеромонаха. В 1905 г. переведен во Владикавказскую епархию ректором Александровской (Ардонской) миссионерской ДС с возведением в сан архимандрита. В 1907 г. поставлен настоятелем Белыничского Рождества Пресвятой Богородицы монастыря Могилёвской епархии.
22 октября 1910 г. в Троицком соборе Александро-Невской лавры состоялась его хиротония во епископа Пятигорского, викария Владикавказской епархии, которую возглавил митрополит Киевский Флавиан (Городецкий). В хиротонии участвовал Ярославский архиепископ свт. Тихон (Белавин). Одновременно с исполнением обязанностей викария Владыка Арсений являлся настоятелем Ново-Афонского монастыря. С 17 апреля 1912 г. епископ Старицкий, викарий Тверской епархии. С февраля 1917 г. епископ Приазовский и Таганрогский, викарий Екатеринославской епархии. Участвовал в Юго-Восточном русском церковном Соборе, состоявшемся 19-24 мая 1919 г. в Ставрополе, который находился на территории, контролируемой правительством ген. А.И. Деникина. Собор избрал епископа Арсения членом Временного Высшего Церковного Управления Юго-Востока России (ВВЦУ Юго-Востока). На том же Соборе ВВЦУ Юго-Востока образовало в границах бывш. Приазовского викариатства Екатеринославской епархии Ростовскую и Таганрогскую епархию и назначило Владыку Арсения ее правящим архиереем. В 1922 г. в Ростове-на-Дону появился комитет «Живой церкви», претендовавший на управление епархией. Епископ Арсений объявил его неправомочным. Вскоре он был арестован и отдан под суд по обвинению в противодействии кампании изъятия церковных ценностей. 30 авг. 1922 г. приговорен к расстрелу, затем мера наказания была изменена на 10 лет лагерей.
В 1922-1925 гг. отбывал заключение в СЛОН. После освобождения, назначен временно управляющим Саратовской епархией, с 13 июля по 12 сент. 1927 г. управлял Минской епархией. 1 ноября 1927 г. возведен в сан архиепископа и назначен правящим архиереем Сталинградской епархии. 25 июня 1930 г. переведен в Крымскую епархию. На всех местах архипастырского служения мужественно противодействовал обновленцам, пользовавшимся поддержкой властей. 11 августа 1931 г. назначен архиепископом Орловским и Севским, однако в управление епархией вступить не смог, 27 июня следующего года был уволен на покой. В 1933 г. арестован в Сталинграде, до кончины находился в ссылке в разных местах, в частности в 1934 г. в Борисоглебске. 17 сентября 1935 г. назначен архиепископом Семипалатинским, но не имел возможности вступить в управление епархией. Скончался в ссылке и погребен на старом городском кладбище в Таганроге.

Архиепископ Сергий (Зверев), епископ Мелитопольский, викарий Таврической епархии (на кафедре с августа 1922 г. по июль 1924 г.)

В миру Александр Михайлович Зверев (1872 или 1870—1937). Родился 4 февраля 1870 года в селе Ново-Павловка Бердянского уезда (ныне Запорожская область) в семье священнослужителя. Окончил Таврическую духовную семинарию, юридический факультет Санкт-Петербургского университета, Придворно-певческую капеллу со званием регента и учителя церковного пения, Московскую духовную академию (1897 год) со степенью кандидата богословия. С 8 августа 1899 года — иерей, инспектор классов и законоучитель Таврического епархиального училища. Затем — смотритель Симферопольского духовного училища. С 19 сентября 1912 года — протоиерей. С 1921 года — священник Петропавловского Симферопольского собора.
В условиях угрозы ареста правящего архиерея Таврической епархии владыки Никодима (Кроткова) им было принято решение рукоположить протоиерея Сергея Зверева во епископа для того, чтобы он мог возглавить епархию. В августе 1922 года был пострижен в монашество и хиротонисан во епископа Мелитопольского (по другим данным, Севастопольского), викария Таврической епархии. Хиротонию совершили архиепископ Никодим (Кротков) и архиепископ Димитрий (Абашидзе).
Спустя месяц владыка Никодим был арестован, и епископ Сергий вступил в управление епархией. 8 октября 1923 года он также был арестован, но вскоре освобождён. Присоединился к обновленческому движению, в июле 1924 года был назначен обновленческим епископом Курским, но уже в сентябре того же года освобождён от управления епархией и запрещён в священнослужении «за самовольно-дерзкую расправу с духовенством и неподчинение директивам Св. Синода». Принёс покаяние и был принят в Патриаршую церковь в сущем сане (существует точка зрения, что он не был в обновленчестве вообще — видимо, всё же более обоснованы данные о его крайне недолговременном участии в этом движении).
В 1924 году был выслан в Харьков, затем в Москву, где проживал без права выезда и участвовал в отпевании Патриарха Тихона. В 1925—1926 годах временно управлял Самарской епархией. Во время подготовки к обновленческому собору 1925 года отказался вести какие-либо переговоры с направленной к нему комиссией обновленцев. Во время поездок владыки Сергия по епархии перешедшие ранее в обновленчество приходы возвращались в Патриаршую церковь.
В 1926 году арестован, приговорён к двум годам ссылки. По возвращении из неё возведен в сан архиепископа.
С 25 сентября 1929 года — архиепископ Елецкий. Был вновь арестован и в 1935 году осуждён на пять лет исправительно-трудовых лагерей. Обвинялся в том что будучи связан с епархиальным духовенством, он занимался контрреволюционной агитацией среди населения и священства, говорил с амвона проповеди, якобы призывавшие бороться с советской властью. Этапирован в Карагандинские лагеря, где участвовал в тайных молитвенных собраниях.
Был арестован в лагере, виновным себя не признал. Был осуждён к расстрелу за активную антисоветскую деятельность, которая заключалась в «нелегальных молитвенных собраниях, совершении панихид по убиенным священнослужителям, в связи с заграницей и непризнании советской власти». Расстрелян 14 (или 20) ноября 1937 года в Карагандинской области.
Прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года.

Священномученик Порфирий (Гулевич) (на кафедре с 11 сентября 1931 г. по октябрь 1936 г.)

В миру Поликарп Васильевич Гулевич, 26 февраля 1864, с. Токаревка Литинского уезда Подольской губернии — 2 декабря 1937, Казахстан . Родился в семье священника. Окончил Подольскую духовную семинарию (1885 год). С 22 октября 1886 года — священник. В 1914—1928 годах — благочинный и настоятель собора в городе Ольгополе, некоторое время преподавал Закон Божий в местной гимназии. Овдовел.
Выступал против обновленческого движения: в своих проповедях открыто обличал его представителей и среди своей паствы распространял листовки, призывающие оставаться верными Патриарху Тихону. Пользовался авторитетом среди верующих, вопрос о его рукоположении во епископа рассматривался украинскими православными архиереями с 1925 года. Участвовал в тайной работе по организации на Подолье групп духовенства и верующих, неподконтрольных властям.
В 1927 году принял монашеский постриг. Критично относился к решению Заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) отменить поминовение всех епархиальных архиереев, находившихся в лагерях и ссылках: «Невозможно отказаться от сосланных епископов, это все равно, что отказаться от самих себя».
С 25 июня 1928 года — епископ Криворожский, викарий Днепропетровской епархии. Совершал частые богослужения, на которых неизменно произносил проповеди, активно посещал приходы епархии. С 5 сентября 1930 года — епископ Зиновьевский, викарий Одесской епархии.
С 11 сентября 1931 года — епископ Крымский. Был любим своей паствой. Продолжал много проповедовать (в том числе говорил о голоде, который в то время был на Украине), много общался с верующими, регулярно служил в различных храмах епархии. Активно выступал против обновленчества, что вызвало угрозы со стороны последних: обновленческий митрополит Иерофей (Померанцев) с церковной кафедры заявил, что он арестует епископа Порфирия.
Призывал православных молиться о «сосланных и заключенных, невинно томящихся в изгнании архиереях, священстве, монашествующих и мирянах». В 1933 году был арестован, два месяца провёл в тюрьме, затем освобождён.
9 октября 1936 года вновь арестован, обвинён в том, что благословлял священство молиться за осуждённых, в поощрении «нелегальной деятельности некоторых монашеских подпольных организаций», в «проявлении излишней ревности в борьбе с обновленцами» и др. Четыре месяца находился в тюрьме в Симферополе. Виновным себя не признал.
3 января 1937 года был приговорён к пяти годам административной высылки в Казахстан. Ссылку отбывал на станции Уш-Тоб Каратальского района Талды-Курганской области вместе с находившимся там с 1935 года ссыльным епископом Екатеринославским Макарием (Кармазиным). Иногда они тайно на дому совершали божественную литургию.
20 ноября 1937 года епископ Порфирий и епископ Макарий были арестованы. Обвинены в том, что они «проводили антисоветскую пропаганду и дискредитировали Советскую власть, а также поддерживали связь с контрреволюционными элементами, систематически получая от последних материальную помощь». Виновными себя не признали. 1 декабря 1937 года епископ Порфирий (Гулевич), епископ Макарий (Кармазин) и двоюродная сестра владыки Макария Раиса Александровна Ржевская постановлением тройки УНКВД Алма-Атинской области были приговорены к смертной казни и расстреляны на следующий день.
Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 году.

С 1936 по 1944 г. — вдовство кафедры

Епископ Иоасаф (Журманов) (на кафедре с 13 августа 1944 г. по 9 апреля 1946 г.)

В миру Журманов Александр Ефремович, родился 10 апреля 1877 г. в Петербурге. В 1894 г. закончил Петербургское 2-е реальное училище, в 1898 г., Санкт-Петербургское коммерческое планово-экономическое. В 1915 г. в Александро-Невской лавре принимает постриг, в этот же год посвящается в иеродиаконы и иеромонахи. В Лавре был заведующим Серафимо-Антониевым скитом, кладбищенской лаврской конторой, заведующий библиотекой и музеем, казначеем Лавры и членом духовного Собора.
В 1922 г. возведен в сан архимандрита и назначен наместником Лавры, с 1924 г. благочинный в Ленинградской епархии, а с 1933 г. настоятель одного из приходов Лениградской епархии. Пережил блокаду Ленинграда и был эвакуирован в Алапаевск.
13 августа 1944 г. посвящен во епископа Симферопольского и Крымского, 9 апреля 1946 г. назначен епископом Тамбовским и Мичуринским. В 1955 г. возведен в сан архиепископа. В начале 1961 г. попросился на покой в связи с состоянием здоровья. Просьба его была удовлетворена. Умер 18 марта 1962 г. и погребен на Петропавловском кладбище г. Тамбова.

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) (на кафедре с мая 1946 г. по 11 июня 1961 г.)

Архиепископ Лука, в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий родился 27 апреля 1877 г. в Керчи и отдал Крыму последние 15 лет своей жизни. Окончив медицинский факультет Киевского университета, он в двадцать пять лет избрал для себя профессию врача и блестяще проявил себя на медицинском поприще, став основоположником новых направлений в медицине (местная анестезия, гнойная хирургия и др.). Он мог бы уже в 1920-е годы, будучи профессором Ташкентского университета, стать всемирно известным медиком.
В 1921 г. В.Ф. Войно-Ясенецкий принимает сан диакона, а в 1923 г. постригается в монахи с именем святого апостола и евангелиста Луки. От Святейшего Патриарха Тихона он получил наказ – не зарывать в землю свой талант, не оставлять медицинской деятельности. С этого времени священник и хирург Лука становится на путь подвижнического служения Богу и людям – в труднейшие времена жизни Церкви и всей страны. Три ареста, одиннадцать лет тюрем и ссылок при сталинском режиме – и Сталинская премия I степени за монографию «Очерки гнойной хирургии» (1943), тяжелейшая работа госпитального хирурга с параллельным служением в храме.
В мае 1946 г. Высокопреосвященнейший Лука был назначен архиепископом Симферопольским и Крымским. Он вернулся на родину. Где продолжал оставаться и целителем души. И врачевателем тела. Он принимал больных на дому, консультировал в военном госпитале, читал лекции в медицинском институте, служил и выступал с проповедями в храмах, много сил отдавал восстановлению крымских церквей, работал над богословским трактатом «Дух, душа, тело».
В последние годы жизни Владыка Лука ослеп, но с тем большей духовной силой звучали в храме его проповеди. Провожать его в июне 1961 г. в последний путь вышел весь город.
В ноябре 1995 г. Указом Священного Синода Украинской Православной Церкви архиепископ лука был причислен к лику святых. 20 марта 1996 г. в Симферополе состоялось торжество, равному которому не было в Таврической епархии за все время ее существования. Мощи святителя Луки были перенесены с кладбища у Всехсвятской церкви крестным ходом в Свято-Троицкий собор. Множество чудесных случаев после молитвенного обращения к святителю Луке зафиксировано документально. В 2001 г. из Греции привезли серебряную раку для его мощей. На территории Свято-Троицкого женского монастыря открыт музей свт. Луки, где можно подробнее узнать о жизни великого святого и врача, увидеть вещи, принадлежащие ему. В Украине, России. Греции открыто много храмов во имя свт. Луки. Память святителя Луки – в день его блаженной кончины, 11 июня.

Епископ Полтавский Алипий (Хотовицкий) (на кафедре в 1961 г.), временно управляющий

В миру Хотовицкий Антоний Антонович, родился 17 ноября 12901 г. в с. Доросиси Волынской губ. в семье священника. Окончил Мацновское духовное училище, затем Житомирскую духовную семинарию и Житомирское пастырское училище. После революции в эмиграции в Польше в связи с изменением государственных границ. В 1922 году рукоположен в сан диакона и священника, служил на приходах Житомирской епархии. С 1937 г. находился на гражданской службе. В 1941 году был благочинным Житомирского округа. С 1947 г. настоятель Никольского собора в г. Бердичеве и благочинный округа. В 1955 году настоятель Михайловской церкви в г. Житомире, затем епархиальный ревизор и секретарь архиепископа Житомирского. Пострижен в монашество. Архимандрит (1958). Епископ Полтавский и Кременчугский (1958). С 1960 по 1961 гг. временно управлял Харьковской епархией.
С 1961 г. временно управлял Симферопольской епархией. Епископ Днепропетровский и управляющий Крымской епархией (1961), епископ Полтавский и Кременчугский (1961), Винницкий и Брацлавский (1964). Архиепископ (1966), временно управляющий Киевской епархией (1966). В том же году освобожден от временного управления Киевской епархией. В 1975 г. уволен на покой по болезни с назначением архиерейской пенсии. Местом жительства определен Одесский Успенский мужской монастырь. В 1977 году здоровье Владыки Алипия ухудшилось, он ослеп и был прикован к постели. Скончался 30 мая. Погребен на монастырском кладбище Одесского Успенского монастыря.

Митрополит Гурий (Егоров) (на кафедре с 14 ноября 1961 г. по 12 июля 1965 г.)

В миру Егоров Вячеслав Михайлович, родился 1 октября 1891 года в Петербурге. В 1911 году окончил Петровское Коммерческое училище в Петербурге. В 1915 году пострижен в монашество и рукоположен в сан иеродиакона, затем — в иеромонаха. В 1917 году окончил С-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия и принят в число братии Александро-Невской Лавры, получив послушание казначея. В 1922 возведен в сан архимандрита. В 1925 году — настоятель Лаврской киновии и заведующий богословско-пастырским училищем. В 1926(8) году — настоятель Киевского подворья в Ленинграде. В 1933-1943 гг. находился в лагерях и тюрьмах.
В 1944 году — настоятель Самаркандского Покровского собора и и.об. секретаря Епархиального Совета Ташкентской епархии. В 1945 году назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 22 августа 1946 года состоялось наречение во епископа Ташкентского. 25 августа 1946 года хиротонисан в Москве во епископа Ташкентского и Среднеазиатского. С февраля 1952 г. — архиепископ. 26 января 1953 года — архиеп. Саратовский и Сталинградский и временно управляющий Астраханской епархией. В 1954 г. назначен архиепископом. Черниговским и Нежинским. В 1955 г. — архиепископ Днепропетровский и Запорожский. 21 мая 1959 года возведен в сан митрополита и назначен митрополитом Минским и Белорусским. 19 сентября 1960 года — митрополит Ленинградский и Ладожский. Постоянный член Св. Синода.
14 ноября 1961 года — митрополит Симферопольский и Крымский и временно управляющий Днепропетровской епархией. Несмотря на болезнь, часто совершал богослужения. 12 июля 1965 года скоропостижно скончался в своей квартире, вернувшись в день свв. первоверх. апп. Петра и Павла после совершенной литургии, погребен на городском Всехсвятском кладбище г. Симферополя.

Епископ Полтавский Феодосий (Процюк) (на кафедре в 1965 г.) временно управляющий

В миру Процюк Игорь Иванович, родился 7 января 1927 года в с. Топульно Рожищенского района Волынской области в семье священника. В 1943 году окончил гимназию в городе Горохове. Сдал экзамен на псаломщика при пастырско-богословских курсах Почаевской Лавры и определён псаломщиком Дмитровской церкви местечка Дружкополя. В 1944 году принят в юрисдикцию Московской Патриархии и определён иподиаконом Троицкого кафедрального собора г. Луцка. 24 марта 1945 г. рукоположен во диакона, а 1 апреля — во священника. По окончании Ленинградской духовной академии в 1956 г. возведен в сан протоиерея. 20 ноября 1962 года постановлением Священного Синода определено быть епископом Черниговским и Нежинским. 27 ноября того же года пострижен в монашество, а 28 ноября возведён в сан архимандрита. 2 декабря 1962 г. состоялась архиерейская хиротония. 30 марта 1964 г. назначен епископом Полтавским и Кременчугским.
С 19 июля по 8 октября 1965 года временно управлял Симферопольской и Днепропетровской епархиями. В октябре 1967 г. назначен епископом Черновицким и Буковинским, в 1972 г. — епископом Смоленским и Вяземским. 7 сентября 1977 года возведён в сан архиепископа.
В 1984 г. назначен архиепископом Берлинским и Среднеевропейским, Патриаршим Экзархом Средней Европы; в 1986 г. — архиепископом Омским и Тюменским (с 1990 г. именуется «Омский и Тарский»). 23 февраля 1997 года возведён в сан митрополита.

Митрополит Леонтий (Гудимов) (занимал Крымскую кафедру дважды – с 8 октября 1965 г. по 7 октября 1967 г. и с 31 мая 1973 г. по 19 февраля 1990 г.)

В миру Иван Афанасьевич Гудимов, родился в 1928 году в семье крестьянина в с. Новая Слобода Путивльского р-на Сумской области.
По окончании средней школы в 1949 году поступил в Одесскую Духовную Семинарию, по окончании поступил в Московскую Духовную Академию, которую закончил в 1957 г. со званием кандидата богословия.
С ранних лет он избрал себе иноческий путь, поступив в 1942 г. послушником в Глинскую пустынь. Там же он в 1948 году принял иноческий постриг с именем Леонтия. В августе 1948 г. был рукоположен в сан иеродиакона. Через три года — во иеромонаха.
В 1957 году, по окончании академии, был назначен помощником инспектора и преподавателем Одесской Духовной Семинарии. В 1960 году стал наместником Успенского монастыря в г. Одессе, а вскоре — ректором Одесской Духовной Семинарии.
Хиротонисан во епископа Подольского 14 января 1962 г. В 1964 году он был назначен епископом Волынским и Ровенским, в 1964 году — епископ Симферопольский и Крымский, с 1965 года — епископ Харьковский и Богодуховский, в 1968 году возведен в сан архиепископа, в 1970 году назначен Патриаршим Экзархом в Средней Европе, в 1973 году вторично назначен на Симферопольскую кафедру, в 1989 году возведен в сан митрополита. В 1990 году митрополит Одесский и Херсонский, с 1991 года — Херсонский и Таврический, в 1992 году — Донецкий и Славянский.
В 1992 году митрополит Леонтий скончался в г. Славянске. Похоронен в г. Херсоне.

Епископ Антоний (Вакарик) (на кафедре с 7 октября 1967 г. по 31 мая 1973 г.)

В миру Вакарик Онуфрий Иванович, родился 26 июня 1926 г. в с. Ставчаны Кицманского р-на Черновицкой обл. в бедной многодетной семье.
В 1940 г. окончил 7 классов румынской средней школы и захотел поступить в румынскую гимназию, но «украинских холопов» туда не принимали. В 1942 году поступил в Иоанно-Богословский Крещатицкий монастырь Черновицкой епархии, где 2 февраля 1947 года пострижен в монашество с именем Антоний. В том же году был рукоположен в иеродиаконы. 27 мая 1950 г. рукоположен во иеромонаха.
В 1956 году поступил в Московскую духовную семинарию, а по окончании ее в Московскую духовную академию.
В 1964 году зачислен слушателем аспирантуры при Московской духовной академии.
5 ноября 1964 года назначен священником храма Покрова Пресвятой Богородицы в Москве. 7 февраля 1965 г. возведен в сан архимандрита.
12 февраля 1965 года хиротонисан во епископа Смоленского и Дорогобужского. С 8 окт. 1965 года стал именоваться Смоленским и Вяземским.
7 октября 1967 года назначен епископом Симферопольским и Крымским и временно управляющим Днепропетровской епархией.
С 31 мая 1973 года — епископ Черниговский и Нежинский, временно управляющий Сумской епархией.
С 9 сентября 1974 г. – архиепископ.
С 25 февраля 1992 г. — митрополит.
Скончался 15 июля 2003 года в Чернигове.
Похоронен митрополит Антоний напротив центрального входа в Троицкий кафедральный собор, где он 30 лет совершал архиерейское служение.

Архиепископ Варлаам (Ильющенко) (на кафедре с 19 февраля по 2 августа 1990 г.)

В миру Ильющенко Алексей Тимофеевич, родился 13 мая 1929 г. в с. Прусска, Климовского района, Брянской области в благочестивой крестьянской семье.
В 1943 г. окончил среднюю школу и работал в своем селе.
В 1947 г. — рабочий города Донецка. Восстанавливал разрушенный войной металлургический комбинат. В 1949 году поступил в Киевскую духовную семинарию.
В 1953 году окончил семинарию и трудился в канцелярии Экзарха Украины.
19 августа 1954 года митрополитом Киевским и Галицким Иоанном рукоположен во диакона, а 21 сентября того же года — во пресвитера. Пастырское служение проходил в храмах г. Киева и области . В 1968 году возведен в сан протоиерея и назначен настоятелем Вознесенской церкви, что на Демеевке в г. Киеве, затем исполняющим обязанности управляющего делами, а с 1969 года — управляющим делами Украинского Экзархата. В 1970 г. пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита. С февраля 1972 года — настоятель Владимирского собора г. Киева.
11 октября 1972 — назначен епископом Переславль-Хмельницкий, викарием Киевской епархии. С 18 апреля по 31 мая 1973 года временно управлял Черниговской и Сумской епархиями. 18 марта 1977 года назначен епископом Черновицким и Буковинским. В 1987 г. возведен в сан архиепископа.
Определением Св. Синода 19 февраля 1990 года назначен Симферопольским и Крымским, временно управ. Днепропетровской епархией.
20 июля 1990 г. назначен архиепископом Днепропетровским и Запорожским.
Скончался 17 сентября 1990 г.

Епископ Глеб (Савин) (на кафедре со 2 августа по 24 ноября 1990 г.)

В миру Савин Георгий Семёнович, родился 2 января 1945 г. в с. Хизово Гомельской обл., Белоруссия, в семье служащих. По окончании средней школы в 1963 г. поступил в Минскую духовную семинарию, но после её закрытия в том же году был вынужден возвратиться домой. Исполнял послушания пономаря и псаломщика в Никольской церкви деревни Новый Кривск Гомельской области. В 1965 году поступил в Московскую духовную семинарию, по окончании ее в 1969 году продолжил учёбу в Московской духовной академии.
21 декабря 1971 г. был пострижен в монашество с именем Глеб. В феврале 1972 г. был рукоположен по диакона, год спустя — во пресвитера. В 1973 году окончил Московскую духовную академию. В 1973-1976 годах обучался в аспирантуре при Московской духовной академии, выполнял различные послушания в Троице-Сергиевой Лавре. В 1976 году переведён в клир Донецкой епархии. В 1979-1983 годах преподавал литургику в Одесской духовной семинарии; с 1983 года продолжил пастырское служение в Покровской церкви Шахтёрска. В 1987 году возведён в сан архимандрита. В 1988 году назначен настоятелем Александро-Невского храма в городе Славянске Донецкой обл.
20 июля 1990 года Священным Синодом Русской Православной Церкви ему определено быть епископом Симферопольским и Крымским. 2 августа 1990 года во Владимирском кафедральном соборе Киева состоялась его архиерейская хиротония. 24 ноября того же года переведён на Днепропетровскую кафедру. В 1992 г. освобождён от управления Днепропетровской епархией с правом перехода в Белорусский Экзархат. Скончался 28 сентября 1998 г. Погребён, согласно завещанию, на кладбище села Хизова, рядом с могилами своих предков.

Епископ Василий (Злотолинский) (на кафедре со 2 декабря 1990 г. по 27 июля 1992 г.)

В миру Злотолинский Борис Иосифович; родился 12 ноября 1932г. в Ташкенте. По окончании средней школы стал студентом Ташкентского политехнического института, в 1954 г., учась на 3-м курсе, оставил институт и поступил в Московскую духовную семинарию. В феврале 1956 г. архиепископом. Ташкентским и Среднеазиатским Ермогеном (Голубевым) рукоположен во диакона, 12 июля следующего года — во иерея. С сент. 1957 по 1960 г. являлся настоятелем Дмитриевского храма в г. Талас Киргизской ССР, в 1960-1961 гг.- настоятелем Николо-Ермогеновского храма в Ташкенте, в 1961-1970 гг.- настоятелем прихода в Ашхабаде и благочинным Ашхабадского округа Ташкентской епархии, в 1970-1972 гг.- настоятелем Никольского храма в г. Гулистан (Узбекистан), в 1972-1975 гг.- настоятелем Покровской ц. в г. Шахты Ростовской обл.
В 1975 г. переведен в клир Симферопольской епархии, 17 нояб. назначен настоятелем Екатерининского храма в Феодосии. 13 февр. 1979 г. архиепископом Симферопольским и Крымским Леонтием (Гудимовым) пострижен в монашество с именем в честь св. Василия исповедника, вскоре был переведен на служение в с. Дубина Полтавской епархии. В октябре 1981 г. назначен настоятелем Никольского храма в пос. Кирово Днепропетровской обл. В 1984-1985 гг. являлся настоятелем Георгиевского храма в пос. Петриковка Днепропетровской обл.
В 1985 г. вернулся в Симферопольскую епархию, до 1990 г. служил последовательно в Покровском храме в с. Покровском, в Покровском храме в Судаке, в Старом Крыму, где восстановил Успенскую церковь, устроив в ней придел в честь преподобных отцов Киево-Печерских. В 1989 г. возведен в сан архимандрита, назначен членом епархиального совета Симферопольской епархии и благочинным Старокрымского округа.
23 нояб. 1990 г. назначен епископом Симферопольским и Крымским. В Крымской епархии епископ организовал 2-годичные курсы катехизаторов.
27 июля 1992 г. владыка Василий был назначен на новоучрежденную Запорожскую епархию с титулом «епископ Запорожский и Мелитопольский», в 1997 г. возведен в сан архиепископа. В настоящее время пребывает на покое в г. Запорожье.

Митрополит Лазарь (Швец) (на кафедре с 1992 г. по настоящее время)

В миру Ростислав Филиппович Швец. Родился 22 апреля 1939 г. в с. Комарин, ныне Кременецкого района Тернопольской области, в крестьянской семье.
С 15 лет стал послушником в Свято-Духовском скиту Почаевской Лавры, затем два года в Успенском Жировицком монастыре Минской епархии. В 1957 г. поступил в Минскую Духовную семинарию.
В 1958–1961 гг. служил в рядах Советской Армии.
В 1964 г. окончил Одесскую Духовную семинарию, в 1968 г. Ленинградскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. С 1968 по 1971 гг. занимался в аспирантуре при Московской Духовной Академии и являлся референтом Отдела Внешних Церковных Сношений.
В 1973 г. был рукоположен во диакона, затем во иерея.
В 1975 г. назначен в клир Аргентинской епархии, где одновременно являлся в течение пяти лет секретарем архиепископа Аргентинского и Южноамериканского.
В 1980 г. назначен епископом Аргентинским и Южноамериканским, Патриаршим экзархом Центральной и Южной Америки.
За время своего пребывания на Аргентинской кафедре (пробыл до 1989 г.) объединил вокруг храма православных соотечественников, находящихся в патриотическом объединении, создал из них архиерейский хор. Построил ряд храмов. Был приобретен в собственность Русской Православной Церкви земельный участок в фешенебельном районе г. Буэнос-Айрес. За счет этого участка построил небольшое пятиэтажное здание епархии, где в настоящее время она располагается. В честь 1000-летия Крещения Руси в 1988 г. добился переименования площади Чаркес в площадь святого князя Владимира, там установлен и памятник этому святому. В Бразилии был открыт храм в честь Святой Троицы. В провинции Лянус приобретен участок, на котором выстроен храм в честь Всех святых в земле Российской просиявших, и переименована улица Кирно-Коста во Владимирскую. В Санта Роса приобретен епархиальный дом.
В Чили в трудные пиночетовские годы, когда было запрещено храмостроительство, был построен церковный зал, который впоследствии был переоборудован в храм святого апостола Иоанна Богослова.
В 1989 г. назначен архиепископом Тернопольским и Кременецким. Здесь был открыт Свято-Духовский скит Почаевской Лавры, а также возвращен Православной Церкви и открыт Свято-Богоявленский женский монастырь. В г. Кременец возвращено здание музея Почаевской Лавре, где сейчас располагается Духовная семинария.
В 1991 г. был назначен архиепископом Одесским и Херсонским. Открыт Борисовский женский монастырь, в застойные годы там располагался ЛТП. Возвращено здание храма святого великомученика и целителя Пантелеимона, где раньше располагалась Духовная семинария, и другие храмы и здания.
В 1992 г. назначен архиепископом Симферопольским и Крымским.
В 2000 г. возведен в сан митрополита.
Время пребывания Владыки на Крымской кафедре наполнено многосторонней плодотворной деятельностью во благо Святой Матери-Церкви. Был канонизирован и прославлен архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), в честь святителя в Симферополе установлен памятник и переименован сквер. Прославлены также новомученики крымские во главе со священномучеником Порфирием. В 2000 г. Юбилейным Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Святитель Лука, а также сонм крымских святых был внесен в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. В 2008 г. причислен к лику святых святитель Гурий (Карпов), архиепископ Таврический.
В 2001 г. был восстановлен Свято-Владимирский Херсонесский собор, тогда же Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир в сослужении Владыки Лазаря и в присутствии Президента Украины Л. Д. Кучмы и Президента России В. В. Путина установил здесь накупольный крест, а в 2002 г. Владыка Лазарь в присутствии Президента Украины освятил соборный колокол. 3 апреля 2004 г. освящен главный алтарь собора.
С 2003 г. по настоящее время ведется восстановление в г. Симферополе Свято-Александро-Невского кафедрального собора.

Просмотры (380)

Один комментарий к “

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *